Синагоги Санкт-Петербурга - Обращение Главного Раввина

 
Предыдущая страница Районы Следующая страница
Чертёж синагоги

Синагоги Санкт-Петербурга

Обращение Главного Раввина Регионального объединения еврейских религиозных общин (РОЕРО) Санкт-Петербурга Раши Рабаева к еврейской общественности города по поводу ситуации, сложившейся вокруг Санкт-Петербургской Большой Хоральной Синагоги

 Дорогие Друзья!

Обращаюсь к вам, поскольку все наши призывы к нынешнему руководству Санкт-Петербургской Еврейской общины Большой Хоральной Синагоги (СПЕРО БХС) не принесли положительных результатов, а были встречены пустыми обещаниями, обманом, нарушением администрацией БХС всех ранее достигнутых договоренностей и взятых ею на себя обязательств.

01.06.94г. по предложению Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов (№391 от 09.11.93 г.) и КУГИ Санкт-Петербурга (№3689-32 от 08.12.93г.) Санкт-Петербургской Еврейской Религиозной Общиной (СПЕРО) и Региональным Объединением Еврейских Религиозных Общин (РОЕРО), включавшим в себя четыре еврейских религиозных общины, было подписано соглашение о совместном использование здания БХС – единственного в городе еврейского культового здания.

Это соглашение было обязательным и непременным условием, выдвинутым КУГИ и Малым Советом, для передачи здания БХС в пользование еврейских религиозных общин.

До принятия этого соглашения вопрос о передаче в безвозмездное пользование здания синагоги не решался в течение трёх лет.

Нам представлялось обоснованным стремление КУГИ иметь отношения с одним юридическим лицом, которое взяло бы на себя ответственность за здание БХС. РОЕРО, отказавшись от имущественных претензий на БХС, подписало соглашение со СПЕРО в целях сохранения мира и стабильности и объединения всех еврейских религиозных общин в стенах синагоги.

Наряду с отказом РОЕРО от имущественных претензий на БХС, соглашением предусматривалось внесение в Устав СПЕРО необходимых изменений, которые позволили бы другим общинам на равных условиях с представителями СПЕРО участвовать в использовании здания синагоги, а также включить в Совет учредителей СПЕРО представителей РОЕРО. Достигнутые договоренности были зафиксированы в подписанном сторонами соглашении от 01.06.94г. Однако Соглашение оказалось невыполненным, поскольку официальное руководство СПЕРО фактически преследовало единственную цель – получить отказ РОЕРО от имущественных прав на здание, что позволило СПЕРО заключить договор с КУГИ о бессрочном и безвозмездном пользовании зданием БХС. При этом со стороны администрации СПЕРО ни одно из условий соглашения с РОЕРО выполнено не было, а все представители РОЕРО были отстранены от деятельности в объединенной структуре. В результате СПЕРО стало единственным монопольным владельцем здания БХС.

Монополизация здания БХС выразилась в постоянном воспрепятствовании проведению субботних молебнов представителям входящих в РОЕРО общин. Так, например, Иудейская община Санкт-Петербурга (один из коллективных членов РОЕРО)  в 1996 – 1998 гг. неоднократно, устно и письменно, обращалась к Председателю СПЕРО М.Д Грубаргу с просьбой согласовать часы субботних молений в большом молитвенном зале БХС, на что лишь 28.01.99г. была получена формальная отписка, что «проводятся многочисленные консультации с представителями еврейской общественности». Возникает риторический вопрос: с кем необходимо проводить консультации по вопросу молитвы евреев в Синагоге? Без внимания были оставлены руководством СПЕРО и раввином М.М. Певзнером неоднократные устные и письменные предложения РОЕРО (в том числе от 01.04.97г. и повторное от 22.04.99г.) сесть за стол переговоров и разрешить все противоречия в соответствии с законами иудаизма, когда все спорные вопросы еврейской жизни решаются в присутствии третейского судьи (борера) – раввина, которому доверяют обе стороны, или раввинского суда Бейт-Дин. Ответа на это обращение не последовало.

В начале 90-х гг., на волне демократических преобразований, в Россию хлынул огромный поток различных зарубежных религиозных и общественных эмиссаров. Используя благовидную риторику  о помощи в становлении и развитии еврейской жизни «на местах», эти деятели очень быстро сориентировались, и к началу 2000-х соорудили для себя отличный гешефт на российских просторах.  Американская религиозная организация «Хабад-Любавич» добилась продвижения своего ставленника, американского гражданина Менахема-Мендела Певзнера, на должность главного раввина СПб. Постепенно все местные члены общины, включая и местных приверженцев ХаБада, были отстранены от управления общиной. Их места заняли лояльные американскому «штабу» деятели, а также  зарубежные посланники, взгляды и устремления  которых  чужды евреям Санкт-Петербурга.

27.05.97г. председателем РОЕРО Я.Г. Фляшником было направлено на имя Председателя СПЕРО М.Д. Грубарга и раввина СПЕРО М.М. Певзнера письмо, в котором, в целях разрешения конфликтной ситуации, предлагалось одновременно сложить с себя полномочия и уйти в добровольную отставку руководству обеих конфликтующих организаций, что по сути означало поставить мир и стабильность в стенах БХС выше собственных интересов, но ответа получено не было. 13.01.2000 г. на имя Грубарга М.Д. было отправлено письменное приглашение в раввинский суд Раввината Израиля в связи с нарушением соглашения между РОЕРО и СПЕРО от 01.06.94г., которое также осталось безответным.

В целях координации религиозной жизни еврейскими общинами Санкт-Петербурга, входящими в РОЕРО, и лично ашкеназским раввином Элазаром Нездатным неоднократно поднимался вопрос перед руководством СПЕРО и раввином М.М. Певзнером о создании Раввината Санкт-Петербурга (что подтверждает, в частности, письмо Элазара Нездатного раввину Р.Ш. Рабаеву от 24.01.2000г.). Но никакого ответа на поставленный вопрос от раввина СПЕРО М.М. Певзнера так и не было получено.

Долгое время в Синагоге отсутствовал учет историко-культурных и религиозных ценностей, имеющих огромную стоимость, что создало почву для злоупотребления со стороны руководства СПЕРО. Эти старинные свитки тор, манускрипты, ценные книги и произведения искусства были собраны в БХС со всего Северо-Запада России во время Великой Отечественной войны и массового отъезда евреев из СССР в 70-х и 80-х гг.

М.М. Певзнером были приглашены некие иностранные специалисты, которые осуществляли проверку ценности свитков тор, манускриптов и прочего, но члены общины так и не были ознакомлены с результатами данного обследования. Заместитель председателя ревизионной комиссии Э.М. Мильруд был немедленно выведен из состава Совета и ревизионной комиссии СПЕРО сразу же после того, как он обратился к руководству СПЕРО с просьбой провести финансовую и документальную проверку и предоставить ему данные о результатах работы этих специалистов в торохранилище (заявления от 28.05.99г. и от 31.05.99г.). Ревизия была проведена только после снятия Э.М. Мильруда с должности Заместителя Председателя ревизионной комиссии, а именно спустя более чем два месяца после подачи заявлений. За такой большой срок технически несложно так изменить ситуацию в местах хранения материальных ценностей, что ревизия станет бессмысленной. Недопущение Заместителя Председателя ревизионной комиссии Э.М. Мильруда до ревизии по его требованию с последующим выведением его из состава Совета СПЕРО и снятием с должности зампреда ревизионной комиссии является не только грубейшим нарушением Устава, но и проявлением руководством СПЕРО полного неуважения к собственному Уставу. Запрос Э.М. Мильруда о причинах его выведения из состава Совета и снятия с должности заместителя председателя РК СПЕРО остался без ответа.

Руководство СПЕРО систематически нарушает собственный Устав, проводя собрания, не обладающие по Уставу законной силой. Так, например, снятие сопредседателя СПЕРО А.Ю. Ханина было произведено при отсутствии необходимого кворума. Собрания Совета общины не проводятся с предписанной Уставом СПЕРО регулярностью, в то время как собрания Совета общины, согласно Уставу, должны проводиться не реже одного раза в год. Имел место период более чем в шесть лет, когда собрания Совета не проводились вовсе.

СПЕРО стало приобретать черты тоталитарной секты: собрания Совета общины жестко закрыты, собственная служба безопасности препятствует свободному посещению собраний Совета верующими и т.п. На сегодняшний день раввин М.М. Певзнер многое сделал для раскола единства евреев Санкт-Петербурга, разделив их на «своих» – приверженцев Хабадского направления – и на «чужих» – представителей общин  с давними петербургскими корнями и традициями, оказавшихся нежелательными для нынешней администрации БХС.

19 февраля 2000 г. руководство СПЕРО БХС перед началом утренней молитвы с помощью лиц, назвавшихся «личной охраной администрации Синагоги», в грубой форме, под угрозами  физической расправы, выдворило из большого молитвенного зала БХС меня и группу прихожан.

В феврале 2004 г. по инициативе представительства Президента РФ в СЗФО, руководством КУГИ и отделом по связям с религиозными  объединениями Санкт-Петербурга  было инициировано предложение к руководству СПЕРО БХС о внесении изменений и дополнений в действующий договор в части совместного использования здания Синагоги совместно с РОЕРО. Однако гражданин США р. М.М. Певзнер согласовывать данный вопрос категорически отказался.

За 16 лет своей деятельности на посту председателя господин Грубарг поставил еврейскую общину Санкт-Петербурга под полный контроль организации «Хабад-Любавич», замкнув на ней всю административную деятельность Синагоги. Результатом подобной деятельности стала абсолютная  закрытость и неподотчетность членам-учредителям общины, находящиеся в полном противоречии с Уставом, положение которого однозначно гласит об обязанности проведения ежегодных собраний. В нарушение Устава решение бюджетно-финансовых вопросов передано в ведение Главного раввина М.М. Певзнера и попечительского совета.

При этом в ходе проверки, проведенной Минюстом РФ, выявлен целый ряд нарушений, среди которых – назначение Господина М.М. Певзнера на должность Главного раввина, произведенное с нарушением Устава. В нашем распоряжении также имеются заявления от нескольких членов-учредителей общины о том, что их подписи на протоколах собрания учредителей, переданных в дальнейшем в регистрационные органы, были подделаны, а сами они на собрании не присутствовали и даже не были извещены о его проведении. Необходимо отметить, что по поддельным протоколам несостоявшихся собраний были проведены решения:

– о переизбрании Председателя Общин СПЕРО БХС М.Д. Грубарга;

– о вхождении СПЕРО БХС в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) –

и в связи с этим внесены изменения в Устав, кардинальным образом меняющие структуру Общины и подчиняющие ее другой организации. Подобные действия носят уже откровенно криминальный характер.

Вызывает вопросы и деятельность иностранного гражданина – Ш. Брука, позиционировавшего себя в качестве генерального директора еврейской общины. Минувшим летом результатом этой  деятельности стал скандал с подрядчиком, обратившимся с финансовыми претензиями к общине на сумму в 5 000 000 рублей, и категорический отказ Ш. Брука дать какие-либо внятные открытые разъяснения относительно этого инцидента.

На предложение подрядчика о проведении за его счет независимой строительной экспертизы с целью уточнения объема выполненных работ Ш. Брук также ответил категорическим отказом.  Проконсультировавшись с уважаемыми Раввинами в Израиле, я получил четкие разъяснения о том, что в подобных случаях вся община несет ответственность за такие действия ее представителя.

В течение последнего времени я многократно обращался к М.Д. Грубаргу – как в письменной, так и в устной форме – с  предложениями о встрече с целью прояснения ряда вопросов, однако Марк Давидович постоянно от встречи уклонялся под различными надуманными предлогами.  А вопросов и претензий накопилось немало:

– хотелось бы понять, на каком основании ведется деятельность целого ряда зарубежных граждан, представляющихся в качестве руководства Синагоги?

– почему система пожертвований, в том числе и зарубежных, также абсолютно закрыта от возможности общественного контроля?

Кроме того, существует целый ряд претензий по вопросу реконструкции Синагоги, которая производилось в «закрытом режиме».  Общественных слушаний по проекту не было, выбор подрядчика осуществлялся без проведения открытого тендера, финансовая и сметная документация недоступна для ознакомления. Перед началом реставрации по поручению спонсоров была создана Комиссия из старейших прихожан, которые поставили свои подписи под гарантией того, что выделяемые средства будут использоваться по назначению, однако в дальнейшем комиссия к работе не привлекалась, а ее участники были явочным порядком отстранены от возможности каким либо образом контролировать процесс реставрации БХС.

Неудивительно, что в подобной обстановке полностью блокирована деятельность ревизионной комиссии, за 12 лет ни разу не проводился независимый аудит.

Интересно знать и то, чем руководствовались лица, согласовавшие строительство больничного центра для недоношенных детей во дворе Синагоги?  Ведь малейший шум здесь может стать источником опасности для новорожденных  ослабленных детей, и вина за это ляжет на нашу общину. Почему данный вопрос не стал достоянием широкого и открытого обсуждения еще на стадии проекта? Мы не выступаем против больницы, но справедливо полагаем, что превращение в результате реконструкции глухой стены трехэтажного здания в фасад пятиэтажного здания с многочисленными окнами во дворе Синагоги – это не лучшее архитектурно-техническое решение подобного вопроса. По крайней мере, лица, ответственные за данное решение, обязаны были на стадии предпроектной проработки вынести эту информацию на суд общественности и привлечь квалифицированных специалистов в области проектирования для поиска возможных альтернативных решений. Подобная ситуация указывает как минимум на некомпетентность лиц, принимавших подобные решения.  На собрании общественности, прошедшем 10 октября 2010 г.  в Синагоге, эти вопросы были заданы М.Д. Грубаргу и руководителю организации-застройщика.  Однако внятного ответа прихожане так и не дождались. В результате я был вынужден отправить запрос в КГА с просьбой подробного разъяснения имеющихся согласований по Проекту.

К этому необходимо добавить и другой вопиющий факт – распускание заведомо ложных порочащих слухов и разжигание внутриобщинной розни. После очередной попытки  моей встречи с М.Д. Грубаргом по общине стали распространяться слухи о том, что я привел в Синагогу «чеченских бандитов». К слову сказать, «чеченскими бандитами» оказались представители руководства Сефардской общины евреев Санкт-Петербурга.

12 октября с.г.  М.Д. Грубарг вновь предпринял попытку сорвать встречу, для участия в которой собрались несколько членов-учредителей  СПЕРО БХС. Целью встречи была очередная попытка задать все те же вопросы. Однако М.Д. Грубарг вновь оказался не готов к ответу и в качестве ответной меры устроил «побег» из кабинета, сопроводив его грубой нецензурной бранью в мой адрес. Я, не выдержав оскорбления,  не совладав с собой, ударил его по лицу, о чём сожалею. Вместе с тем позволю себе заметить: когда оскорбляют богатых и сильных, они отстаивают свою честь. Раввин тоже может защищать свою честь и достоинство, что я и сделал.

По окончании инцидента встреча в следующем составе: Председатель СПЕРО БХС М.Д. Грубарг, Главный Раввин СПЕРО БХС М.М.Певзнер, Председатель  Сефардской общины С. Нахшунов, члены-учредители СПЕРО БХС В.М. Марцинковский, В.В. Полянский, Б.Я. Финкельштейн и Главный Раввин РОЕРО  Р. Рабаев – все-таки состоялась. Я, идя навстречу пожеланиям части присутствующих, ради сохранения мира в общине принёс М.Д.Грубаргу свои личные извинения за несдержанность. Ответного извинения Грубарга не последовало: М.М. Певзнер почему-то (!) запретил ему это делать.

На поставленные вопросы М.Д. Грубарг отвечать вновь отказался, сославшись на неподготовленность.  По предложению М.Д. Грубарга всеми участниками встречи было принято решение о проведении Открытого собрания членов-учредителей СПЕРО БХС 27 октября 2010 г. в 18.00, для обсуждения высказанных нами претензий. Однако вечером 17 октября  поступила информация о том, что М.Д. Грубарг в экстренном порядке собирает собрание членов-учредителей  20 октября 2010 г. в 11.00. «Нелояльные» руководству члены-учредители были оповещены о проведении собрания лишь 17 октября. Двое из них заведомо не могли присутствовать на собрании 20 октября по причине запланированного отъезда. Цель очередного обмана вполне понятна – попытаться через «лояльных» учредителей провести нужные решения.  В это же время службе охраны Синагоги было дано распоряжение от  р. М.М. Певзнера и Ш. Брука не пускать меня в Синагогу. Таким образом, эти иностранные граждане демонстрируют всему городу, кто является истинным хозяином в Санкт-Петербургской Синагоге.

Данная ситуация в очередной раз свидетельствует о том, что подобная система управления  СПЕРО БХС, в чьем безраздельном ведении находится единственная в нашем городе Синагога, безнадежно устарела и зашла в тупик. За долгие годы статичного существования совет учредителей, ведомый бессменным Председателем, наполнился "мертвыми душами" в прямом и переносном смыслах. Все это породило благодатную почву для злоупотреблений.

Прошедшие 20 октября 2010 г. в экстренном порядке довыборы учредителей вновь проведены в отсутствии кворума, с использованием доверенностей, что не предусмотрено Уставом общины и, следовательно, делает их нелегитимными. Подобные "косметические" меры не способны привести к позитивным решениям и, как всегда, выгодны лишь одной стороне, пытающейся любыми способами удержаться у власти.

Но организация «Хабад-Любавич» не может и не должна «единолично» представлять всех евреев Санкт-Петербурга – хотя бы потому, что сегодня большинство людей не разбираются в религиозных течениях и направлениях. Им надо дать возможность получать информацию и право выбора.

РОЕРО не намерено чинить препятствия деятельности Хабад-Любавич в Санкт-Петербурге и готово с терпимостью и уважением относиться к любому направлению иудаизма, хотя, в отличие от ашкеназского направления (ортодоксального иудаизма), хасидизм для БХС не традиционен и не имеет исторических корней в нашем городе. Для нас значительно важнее защитить евреев от навязывания им какой бы то ни было «единственно правильной» идеологии, предоставить евреям возможность свободного выбора внутри иудаизма в соответствии с их голосом совести.

Конфликт зашёл слишком далеко, чтобы мы могли разрешить его внутренними силами, мы уже исчерпали все средства, которые могли бы привести к примирению сторон.

Поскольку основой конфликтной ситуации послужил тот факт, что условия соглашения между СПЕРО и РОЕРО от 01.06.94г., которые должны были стать неотъемлемой частью договора, не были внесены КУГИ ни в договор от 17.10.94г. № 00-001987 (14), ни в распоряжение от 20.09.94г. № 737-Р о передаче в безвозмездное пользование здания Большой Хоральной Синагоги, я обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой обязать КУГИ внести изменения и дополнения в договор безвозмездного пользования № 00-001987 от 17.10.94г..

В то же время приглашаю представителей всех заинтересованных еврейских общин Санкт-Петербурга к участию в круглом столе для обсуждения вопроса: «Как превратить синагогу в общий дом для всех евреев?» Всем верующим евреям любых направлений иудаизма, всем иудейским общинам должны быть предоставлены равные возможности участия в религиозной и административной жизни синагоги. Думаю, что хорошо было бы вернуться к практике миньянов – синагогальных молитвенных помещений для представителей разных общин.

Синагога не должна служить интересам узкого круга людей и отдельных кланов, а должна стать местом религиозного возрождения для всех евреев Санкт-Петербурга!

 

Главный Раввин РОЕРО Санкт-Петербурга                                                                                    

Раши Рабаев                             sign2

18 января 2011г.

Конт.тел.: 971 80 95





Вы можете поделиться информацией о странице:



Или оставить комментарий у себя ВКонтакте:

Свадебная фотография в Санкт-Петербурге
 
Оставьте заявку!

Информация

Знаменитости

Ксения и Андрей Татьяна и Владислав

Top 5

Новинка

Фотограф на свадьбу
Свадебная фотография в Санкт-Петербурге

Улыбнитесь...

Наши контакты:

(812) 949-4849

Бесплатное консультирование по свадебным вопросам
Карта сайта
Loading
Закрыть окно

Материалы сайта защищены
Законом об авторских правах!!!




Если вам требуется использовать тексты, графику или видео с сайта в сети Интернет, мы просим вас не забывать о необходимости ссылки на наш сайт.


Если у вас появятся вопросы или интересы, связанные с нашей работой и сайтом, ждем вашего письма или звонка. Мы всегда готовы ответить вам.

Использование фотоматериалов в полиграфии и в иных коммерческих целях - ТОЛЬКО с письменного разрешения администрации сайта!!!

Закрыть окно